Гильдия издателей периодической печати 23 июня 2017
 


О СОЮЗЕ ИЗДАТЕЛЕЙ (ГИПП) | Детская пресса | Конвергентная редакция в регионе | ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ | Наши эксперты и спикеры
ГИПП рекомендует
Подбор запчастей для хендай портер - важный вопрос для любого владельца иномарки (13.05.2017)
Y
Обзоры событий в медиа-среде
17.03.2017
О роли СМИ в демократии, или Опустевшая Агора
Источник: Swissinfo.ch
В 5 веке до н.э. в античном городе-государстве Афины возникла и укрепилась одна из самых влиятельных в мировой истории утопий, а именно, идея о том, что свободная общественная коммуникация является основанием разумного отношения к эмпирической действительности (Логос) и гарантом одной из самых, нет, не лучших, но легитимных, а это разные вещи, форм государственного устройства, а именно, демократии. Древние греки были убеждены в том, что на поддержку большинства членов социума способны рассчитывать только законы, прошедшие горнило жесткого общественного обсуждения, в ходе которого были тщательно учтены и проанализированы все «за» и «против».

Реализация этого идеала была поставлена в зависимость от целого ряда условий. Во-первых, в обществе обязательно должно быть в прямом смысле место для дискуссий, так называемая «Агора», своего рода рынок идей, площадка общественных дебатов. Во-вторых, дебаты на этой площадке должны быть организованы соответствующим образом. Это значит, что ведущий дебатов не должен хамить зрителям, участники дебатов не должны орать и брызгать слюной, а побеждать нужно на этой идейной арене не за счет силы кулаков, но за счет применения «мягкой силы» лучшей аргументации и более убедительной риторики.

Статус, власть, административные ресурсы, владение виноградниками или поместьями — ничего это не должно играть какой-либо роли. Только четкая аргументация с опорой на факты, только обмен мнениями с приведением точных обоснований и источников информации — таковая идеальная схема ведения общественных дебатов, участники которых должны представлять разные контексты, разные теории и убеждения, но при этом они также должны быть готовы, используя терминологию Карла Раймонда Поппера, «фальсифицировать» свою точку зрения, то есть поставить ее под вопрос и даже изменить в случае появления ранее неучтенных аргументов и фактов. И только в этом случае Агора может стать местом зарождения коллективного социального разума.

В 18-м веке античная утопия легла с основу европейского Просвещения, без которого сейчас не было бы современной демократической формы правления. Утопия построения демократического общества смогла совершить свой исторический транзит и укрепиться на территориях национальных государств именно и только благодаря возникновению, уже в новых исторических условиях, информационно-публицистической масс-медийной Агоры. Именно такому историческому феномену, как Просвещение, мы должны быть благодарны за возникновение современного правового государства, основных гражданских прав и свобод, а также убеждения в том, что именно свободная общественная коммуникация, общественное мнение в целом, является в обществе высшей инстанцией, хотя бы потому, что, случись что, оправдываться перед ней приходится всем, включая и власть имущих. Но что осталось теперь от этой масс-медийной Агоры?

Скажем откровенно — опустела что-то в последнее время эта площадка для дискуссий, и только печальный ветер носит по ней обрывки некогда столь могущественных печатных СМИ. Помните классическое: «Мы дружны с печатным словом, если б не было его, ни о старом, ни о новом мы б не знали ничего»? Так ли это теперь, в эпоху постправды и фейковых новостей? Вот несколько пунктов к размышлению.

1. Все большее число граждан избегает появляться на медийной Агоре

По состоянию на начало 2017 года к категории людей, «завязавших с новостями», можно отнести как минимум одну треть лиц, проживающих в Швейцарии. Иными словами, профессионально подготовленными новостными материалами эти люди интересуются в степени, находящейся заметно ниже среднего уровня. Они предпочитают потреблять новостной «треш» или же доверяют информации, почерпнутой из социальных сетей (см. источник: «Ежегодник качества СМИ» («Jahrbuch Qualität»), выпуск 2016 года).

За последние годы доля таких «завязавших» драматично выросла с 21% (2009 год) до 31% (2016 год). Среди других категорий граждан заметную долю данной общественной группы составляют молодые люди в возрастной категории до 30 лет. Понятно, что такого рода отношение к СМИ отражается и на том, как эти люди воспринимают окружающий их социум. Так, в ряду актуальных и релевантных общественных событий эти люди выделяют для себя только так называемые «софт-новости» развлекательного характера, или же новости в стиле «в семье певицы Мадонны страшная трагедия», после чего речь идет о том, как домработница певицы сломала себе ноготь в ходе мытья посуды. Такие потребители такой информации становятся, как правило, легкой добычей для популистской риторики нагнетания страха и для всех мастей пропагандистов и агитаторов, предлагающих простые ответы на сложные вопросы.

2. Цифровая Агоры и «похвала глупости»?

Долгое время ученые-социологи и журналисты исходили из того, что триумфальное шествие цифровых медийных технологий приведет, да простится мне невольный каламбур, к новому ренессансу Просвещения, что царящая в сети децентральная логика плоских, сложно разветвленных систем коммуникации без ярко выраженных центров, авторитетов, лидеров, вождей и истин в последней инстанции, приведет к окончательной победе принципов демократического эгалитаризма. Увы, хотели, как лучше, а получилось как всегда!

Вместо появления глобальной информационной Агоры на наших глазах сложился бесконечный конгломерат мини-площадок для общения единомышленников и соратников по тем или иным движениям, вместо единой информационной вселенной мы получили гроздья замкнутых, несообщающихся между собой, «информационных пузырей». И вот там-то, в этих специализированных нишах, и процветают порой самые невероятные идеи, от убеждения в том, что американцы никогда не были на Луне вплоть до теорий заговора, в соответствии с которыми башни-близнецы были взорваны специально.

Вместо того, чтобы, основываясь на логике гибкой адаптивности, сравнивать аргументы, оценивать факты и корректировать свои убеждения, мы получили ситуацию, когда люди, по сути, разговаривают сами с собой, будучи убежденными, что если факты не соответствуют их картине мира, то тем хуже для фактов. Провокация заменила точность аналитики, ненависть вытесняет разум. В результате общество, попав в ловушку автореферентности, то есть постоянных ссылок на само себя, неизбежно глупеет в прямом смысле этого слова. Ничем завершились и мечты о сетевом демократическом эгалитаризме.

Сами того порой не понимания, мы, будучи пользователями, во все большей степени попадаем в зависимость от технических алгоритмов, на основе которых функционируют такие гиганты, как Facebook и Google. Не мы, а именно они определяют, какие новости увидим мы в нашей новостной ленте, а какие нет. Наконец, по последним данным, 15% всех участников дискуссий, ведущихся в сети Твиттер, являются роботами («Social Bots») и троллями, прицельно распространяющими ложь.

3. «Лживая пресса» и «медиа-мейнстрим»

Особую ненависть тех, кто стоит за этими роботами и троллями, разумеется, вызывают СМИ, которые все еще стараются не отказываться от качественной журналистики и от принципа «мягкой силы лучшего аргумента». На них сейчас ведется тотальное наступление по всем фронтам, и первой жертвой этих атак становятся общественные СМИ, в том числе и в Швейцарии, где общественная национальная телерадиокомпания «SRG SSR» все в большей степени становится мишенью для частных медиа и правопопулистских политических сил.

Почему-то именно эта компания многими в Швейцарии объявлена главной виновницей бедственного положения, в котором сейчас по сути находятся едва ли не все качественные средства массовой информации по всему миру. А между тем истинными причинами такой ситуации являются совсем иные факторы, а именно, конкуренция со стороны глобальных IT-гигантов, а также «культура дармовой информации», которая как раз и возникла по вине собственно тех же самых частных СМИ.

А между тем без качественных СМИ, как общественных, так и частных, нет и не может быть демократии. Современное общество устроено очень сложно, и именно поэтому так важно не забывать никого, не отталкивать на обочину те или иные слои или группы социума, именно поэтому так важно, чтобы все вместе и каждый в отдельности имел возможность высказать свою точку зрения и отстоять ее при помощи «мягкой силы лучшего аргумента». Только так мы сможем обеспечить общественное единство. Только при помощи качественных СМИ, а не апелляцией к мифическим «духовным скрепам», следует добиваться решения сложной задачи социальной интеграции всех релевантных групп общества.

Более того, с чьей-то легкой руки вошло в моду атаковать качественные СМИ и навешивать на них ярлыки «Лживая пресса» и «Медиа-мейнстрим». В США новый президент объявил даже такие средства массовой информации врагами народа. А между тем совершенно ясно: фронтальное нападение на медийную Агору — это попытка подорвать сами основы демократии. И все-таки надежда умирает последней. Все большее число людей понимает, что нынешняя демократия — не правило, а уникальное историческое исключение и что сейчас настало время всем людям доброй воли встать и защитить утопию, возникшую некогда на площадях античных Афин.

Марк Айзенэггер (Mark Eisenegger), профессор кафедры теории и практики коммуникации и СМИ Зальцбургского Университета, директор «Института изучения проблем общественного мнения и общества» («Forschungsinstitut Öffentlichkeit und Gesellschaft» — «FÖG») при Цюрихском Университете, Берн, Швейцария


РАНЕЕ В ЭТОМ РАЗДЕЛЕ:

 

Карта сайта

Яндекс.Метрика