Гильдия издателей периодической печати 01 мая 2017
 


О СОЮЗЕ ИЗДАТЕЛЕЙ (ГИПП) | Детская пресса | Конвергентная редакция в регионе | ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ | Наши эксперты и спикеры
ГИПП рекомендует
Граффити на стенах (08.04.2017)
Y
Обзоры событий в медиа-среде
17.03.2017
О роли СМИ в демократии, или Опустевшая Агора
Источник: Swissinfo.ch
В 5 веке до н.э. в античном городе-государстве Афины возникла и укрепилась одна из самых влиятельных в мировой истории утопий, а именно, идея о том, что свободная общественная коммуникация является основанием разумного отношения к эмпирической действительности (Логос) и гарантом одной из самых, нет, не лучших, но легитимных, а это разные вещи, форм государственного устройства, а именно, демократии. Древние греки были убеждены в том, что на поддержку большинства членов социума способны рассчитывать только законы, прошедшие горнило жесткого общественного обсуждения, в ходе которого были тщательно учтены и проанализированы все «за» и «против».

Реализация этого идеала была поставлена в зависимость от целого ряда условий. Во-первых, в обществе обязательно должно быть в прямом смысле место для дискуссий, так называемая «Агора», своего рода рынок идей, площадка общественных дебатов. Во-вторых, дебаты на этой площадке должны быть организованы соответствующим образом. Это значит, что ведущий дебатов не должен хамить зрителям, участники дебатов не должны орать и брызгать слюной, а побеждать нужно на этой идейной арене не за счет силы кулаков, но за счет применения «мягкой силы» лучшей аргументации и более убедительной риторики.

Статус, власть, административные ресурсы, владение виноградниками или поместьями — ничего это не должно играть какой-либо роли. Только четкая аргументация с опорой на факты, только обмен мнениями с приведением точных обоснований и источников информации — таковая идеальная схема ведения общественных дебатов, участники которых должны представлять разные контексты, разные теории и убеждения, но при этом они также должны быть готовы, используя терминологию Карла Раймонда Поппера, «фальсифицировать» свою точку зрения, то есть поставить ее под вопрос и даже изменить в случае появления ранее неучтенных аргументов и фактов. И только в этом случае Агора может стать местом зарождения коллективного социального разума.

В 18-м веке античная утопия легла с основу европейского Просвещения, без которого сейчас не было бы современной демократической формы правления. Утопия построения демократического общества смогла совершить свой исторический транзит и укрепиться на территориях национальных государств именно и только благодаря возникновению, уже в новых исторических условиях, информационно-публицистической масс-медийной Агоры. Именно такому историческому феномену, как Просвещение, мы должны быть благодарны за возникновение современного правового государства, основных гражданских прав и свобод, а также убеждения в том, что именно свободная общественная коммуникация, общественное мнение в целом, является в обществе высшей инстанцией, хотя бы потому, что, случись что, оправдываться перед ней приходится всем, включая и власть имущих. Но что осталось теперь от этой масс-медийной Агоры?

Скажем откровенно — опустела что-то в последнее время эта площадка для дискуссий, и только печальный ветер носит по ней обрывки некогда столь могущественных печатных СМИ. Помните классическое: «Мы дружны с печатным словом, если б не было его, ни о старом, ни о новом мы б не знали ничего»? Так ли это теперь, в эпоху постправды и фейковых новостей? Вот несколько пунктов к размышлению.

1. Все большее число граждан избегает появляться на медийной Агоре

По состоянию на начало 2017 года к категории людей, «завязавших с новостями», можно отнести как минимум одну треть лиц, проживающих в Швейцарии. Иными словами, профессионально подготовленными новостными материалами эти люди интересуются в степени, находящейся заметно ниже среднего уровня. Они предпочитают потреблять новостной «треш» или же доверяют информации, почерпнутой из социальных сетей (см. источник: «Ежегодник качества СМИ» («Jahrbuch Qualität»), выпуск 2016 года).

За последние годы доля таких «завязавших» драматично выросла с 21% (2009 год) до 31% (2016 год). Среди других категорий граждан заметную долю данной общественной группы составляют молодые люди в возрастной категории до 30 лет. Понятно, что такого рода отношение к СМИ отражается и на том, как эти люди воспринимают окружающий их социум. Так, в ряду актуальных и релевантных общественных событий эти люди выделяют для себя только так называемые «софт-новости» развлекательного характера, или же новости в стиле «в семье певицы Мадонны страшная трагедия», после чего речь идет о том, как домработница певицы сломала себе ноготь в ходе мытья посуды. Такие потребители такой информации становятся, как правило, легкой добычей для популистской риторики нагнетания страха и для всех мастей пропагандистов и агитаторов, предлагающих простые ответы на сложные вопросы.

2. Цифровая Агоры и «похвала глупости»?

Долгое время ученые-социологи и журналисты исходили из того, что триумфальное шествие цифровых медийных технологий приведет, да простится мне невольный каламбур, к новому ренессансу Просвещения, что царящая в сети децентральная логика плоских, сложно разветвленных систем коммуникации без ярко выраженных центров, авторитетов, лидеров, вождей и истин в последней инстанции, приведет к окончательной победе принципов демократического эгалитаризма. Увы, хотели, как лучше, а получилось как всегда!

Вместо появления глобальной информационной Агоры на наших глазах сложился бесконечный конгломерат мини-площадок для общения единомышленников и соратников по тем или иным движениям, вместо единой информационной вселенной мы получили гроздья замкнутых, несообщающихся между собой, «информационных пузырей». И вот там-то, в этих специализированных нишах, и процветают порой самые невероятные идеи, от убеждения в том, что американцы никогда не были на Луне вплоть до теорий заговора, в соответствии с которыми башни-близнецы были взорваны специально.

Вместо того, чтобы, основываясь на логике гибкой адаптивности, сравнивать аргументы, оценивать факты и корректировать свои убеждения, мы получили ситуацию, когда люди, по сути, разговаривают сами с собой, будучи убежденными, что если факты не соответствуют их картине мира, то тем хуже для фактов. Провокация заменила точность аналитики, ненависть вытесняет разум. В результате общество, попав в ловушку автореферентности, то есть постоянных ссылок на само себя, неизбежно глупеет в прямом смысле этого слова. Ничем завершились и мечты о сетевом демократическом эгалитаризме.

Сами того порой не понимания, мы, будучи пользователями, во все большей степени попадаем в зависимость от технических алгоритмов, на основе которых функционируют такие гиганты, как Facebook и Google. Не мы, а именно они определяют, какие новости увидим мы в нашей новостной ленте, а какие нет. Наконец, по последним данным, 15% всех участников дискуссий, ведущихся в сети Твиттер, являются роботами («Social Bots») и троллями, прицельно распространяющими ложь.

3. «Лживая пресса» и «медиа-мейнстрим»

Особую ненависть тех, кто стоит за этими роботами и троллями, разумеется, вызывают СМИ, которые все еще стараются не отказываться от качественной журналистики и от принципа «мягкой силы лучшего аргумента». На них сейчас ведется тотальное наступление по всем фронтам, и первой жертвой этих атак становятся общественные СМИ, в том числе и в Швейцарии, где общественная национальная телерадиокомпания «SRG SSR» все в большей степени становится мишенью для частных медиа и правопопулистских политических сил.

Почему-то именно эта компания многими в Швейцарии объявлена главной виновницей бедственного положения, в котором сейчас по сути находятся едва ли не все качественные средства массовой информации по всему миру. А между тем истинными причинами такой ситуации являются совсем иные факторы, а именно, конкуренция со стороны глобальных IT-гигантов, а также «культура дармовой информации», которая как раз и возникла по вине собственно тех же самых частных СМИ.

А между тем без качественных СМИ, как общественных, так и частных, нет и не может быть демократии. Современное общество устроено очень сложно, и именно поэтому так важно не забывать никого, не отталкивать на обочину те или иные слои или группы социума, именно поэтому так важно, чтобы все вместе и каждый в отдельности имел возможность высказать свою точку зрения и отстоять ее при помощи «мягкой силы лучшего аргумента». Только так мы сможем обеспечить общественное единство. Только при помощи качественных СМИ, а не апелляцией к мифическим «духовным скрепам», следует добиваться решения сложной задачи социальной интеграции всех релевантных групп общества.

Более того, с чьей-то легкой руки вошло в моду атаковать качественные СМИ и навешивать на них ярлыки «Лживая пресса» и «Медиа-мейнстрим». В США новый президент объявил даже такие средства массовой информации врагами народа. А между тем совершенно ясно: фронтальное нападение на медийную Агору — это попытка подорвать сами основы демократии. И все-таки надежда умирает последней. Все большее число людей понимает, что нынешняя демократия — не правило, а уникальное историческое исключение и что сейчас настало время всем людям доброй воли встать и защитить утопию, возникшую некогда на площадях античных Афин.

Марк Айзенэггер (Mark Eisenegger), профессор кафедры теории и практики коммуникации и СМИ Зальцбургского Университета, директор «Института изучения проблем общественного мнения и общества» («Forschungsinstitut Öffentlichkeit und Gesellschaft» — «FÖG») при Цюрихском Университете, Берн, Швейцария


РАНЕЕ В ЭТОМ РАЗДЕЛЕ:

 

Новости зарубежных партнеров
Google, Facebook Executives to Discuss their Media Relations in Cartagena
Four Latin American speakers and one event you cannot miss!
London to Host Digital Media Awards and Conference
Indian news publishers gear up for big growth cycle
Internet brands becoming ‘magazines’; Congress exclusive; 2017 Awards; Popular stories
FIPP World: Schibsted, Paris Match, Business Insider France, media collaboration, FIPP World Congress, and more
INMA: Latest news events in the world media Nov 1-14
INMA: Latest news events in the world media Oct 29-10
EMMA: Latest News 06.10 -14.11.2016
EMMA: Latest News 14-27 September, 2016

Карта сайта