Гильдия издателей 25 июня 2018
 
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

О СОЮЗЕ ИЗДАТЕЛЕЙ (ГИПП) | Детская пресса | Конвергентная редакция в регионе | ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ | Московский фестиваль прессы
ГИПП рекомендует
Формат «согласия» разработали участники XI Ежегодного отраслевого форума «Publishing Expo/Издательский бизнес. Перезагрузка» (27.01.2016)
Y
Обзоры событий в медиа-среде
Вид для печати
Обсудить в форуме
07.06.2018
Три волны развития русских комиксов
Источник: ТАСС
В Петербурге вручили премию Казимира Малевича и объявили лучших в российской комикс-индустрии 2018 года.

Ежегодная II профессиональная премия российской комикс-индустрии имени Малевича учреждена для российских художников, сценаристов, колористов, переводчиков, ретушеров и редакторов комиксов. "Она создана, чтобы поддержать и наградить самых лучших из них, популяризировать российские комиксы и засвидетельствовать важность и значимость российских комиксов", — говорится в манифесте премии. Создатели премии Алексей Двоеглазов и Александра Демидова рассказали ТАСС о том, почему рисованные истории стоит считать девятым видом искусства, о русском лубке как о прототипе комиксов и о том, кто и как выбирает представителей комикс-олимпа страны.

Создатели премии — еще и авторы интернет-подкаста "Полочки" о комиксах. Они не считают, что рисованные истории — жанр детской литературы, инструмент американской пропаганды, легкие карикатуры или просто супергерои в трико, и стремятся доказать это всем.

"России пора понять, что комиксы — девятый вид искусства. Мнение, что комиксы — чуждое русскому человеку явление, ошибочно", — говорится в манифесте премии.

Игра со временем

Двоеглазов не просто так называет комиксы девятым видом искусства. Он считает, что комиксы сочетают формы взаимодействия со зрителем, которые не представлены больше ни в одной другой области. "Суть комиксов — не в картинках с подписями, их может и не быть, это последовательность изображений, которые рассказывают историю, — говорит он. — Пространство между кадрами называется гаттер — в нем и заключается вся магия комиксов".

Путь, который совершает сознание читателя между этими картинками, по-своему уникален. "Ты можешь в рамках одной страницы и нескольких кадров растянуть бесконечно секунду, а можешь ее сжать максимально. Гаттеры так и работают", — объясняет Двоеглазов.

Именно поэтому, по его мнению, комиксы способны даже сильнее воздействовать на читателей, чем кинематограф. И в отличие от живописи, которая требует от зрителя подготовленности, комиксы — "это, наверное, самый понятный и общедоступный вид искусства", считает он. В подтверждение тому Алексей привел столь популярные сейчас интернет-мемы, которые тоже можно рассматривать как вид комиксов.

Лубок как комикс

Идея учредить премию в области комиксов пришла спонтанно. Посвятить ее решили русскому художнику с мировым именем — Казимиру Малевичу. "Малевич вместе с Маяковским и другими организовали Общество возрождения русского лубка в 1914 году, и они выпустили ряд лубков. А лубки, как известно, — это протокомиксы, так как среди них есть последовательные истории", — поясняет Двоеглазов.

В конкурсной программе участвуют все комиксы, выходившие официально на русском языке с 1 января по 31 декабря. "Мы читаем все русские комиксы, выходящие в этом году, — вообще все. Читаем и регулярные издания больших издательств, и авторские проекты", — говорит Двоеглазов.

Как отмечают организаторы, система голосования премии, в сравнении с прошлым годом, стала более многоуровневой, но при этом взвешенной. Если победителей премьерной премии выбирали путем опроса около 40 участников отечественной комикс-индустрии, то в этом году он стал одним из трех этапов.

Сами учредители отбирают лонг-лист, затем представители индустрии голосуют за кандидатов в шорт-лист, а победителей называет экспертное жюри, в которое вошли художники, искусствоведы, деятели наук, театральные критики. В этом году в рамках судейства ввели систему кураторов. "У нас были спорные ситуации, когда жюри голосует пополам, и тогда голос куратора становится решающим", — рассказывает Двоеглазов.

Это по любви

Любовь к комиксам у Двоеглазова и Демидовой началась еще в детстве. "Нас с комиксами знакомили родители, бабушки", — рассказывает Алексей. 

В 2015 году они начали коллекционировать рисованные истории. "Благо, что у нас даже оказались специализированные магазины", — говорит Двоеглазов. А в 2016 году на фестивале Comic Con Russia, где собираются в том числе авторы, издатели и поклонники популярных комиксов, им удалось приобрести новые издания. Потом захотелось об этом рассказать, и так появился подкаст "Полочки".

Первый выпуск стал пробой пера, но уже начиная со второго, куда был приглашен Кирилл Сухов, курирующий участие иностранных гостей на российском Comic Con, начались, как говорят сами авторы, "настоящие выпуски". "Мы зовем гостей, говорим о том, что такое комиксы, что такое комиксы в России, как их стоит делать, как не стоит делать, почему вообще стоит любить этот вид искусства и почему это вообще вид искусства", — говорит Двоеглазов.

Вопреки ожиданиям постепенно получилось не только рассказать неподготовленным зрителям о комиксах, но и привлечь тех, кто давно и погруженно ими занимается.

При этом авторы не оставляют попытки сделать комиксы достоянием более широкого числа зрителей. "В рамках этого года есть вектор: знакомить с комиксами массовую аудиторию. У нас есть цикл из трех роликов о комиксах в России: один рассказывает про комиксы в дореволюционной России, два других — о советском периоде и о современном этапе где-то с конца 80-х", — рассказывает Двоеглазов. При помощи двухминутных экскурсов аудиторию удается погрузить в многолетнюю историю русских комиксов.

Единица искусства 

Во Французский институт в Санкт-Петербурге прошлой осенью приезжал комиксист Франсуа Скойтен (François Schuiten), автор графического романа "Падающая девочка". "Меня поразило, что одна из станций парижского метрополитена (имеется в виду Arts et Métiers) оформлена по мотивам его комиксов. Это насколько в культурный код проникли комиксы! Хотелось бы, чтобы у нас в стране было что-то подобное, чтобы комиксы были не дешевым приложением к фильму о Марвеле, а единицей искусства", — говорит один из соорганизаторов премии этого года Эрнест Хачатуров.

"Хочется, чтобы комиксы становились рабочим пространством. Здорово, когда это перерастает во что-то большее", — считает Демидова. Недавно в Петербурге состоялся театральный фестиваль "Арлекин", и для его конкурсной программы было предложено воплотить комикс на сцене. "Поставили, и это было очень интересно. Один из авторов — британский иллюстратор Том Голд — приезжал и смотрел на спектакль-призер, который был поставлен по его комиксу", — рассказывает она.

Сейчас, как отмечает Двоеглазов, мы живем в период так называемой третьей волны развития комиксов в России после советской эпохи — две другие волны пришлись на конец 80-х — середину 90-х годов и начало 2000-х.

"Уже не первый год идут разговоры, что все может схлопнуться. Все боятся — столько сил вложено, не хочется, чтобы это исчезло. Но с 2007 года поток шел по экспоненте, комиксов все больше издавали — и наших, и зарубежных. Сейчас это самый большой период в плане шага к какому-то открытому диалогу с массовым читателем. Комиксы в России были, они есть, и им быть", — уверен Двоеглазов.

Александра Подервянская


РАНЕЕ В ЭТОМ РАЗДЕЛЕ:

































Карта сайта

Яндекс.Метрика