Гильдия издателей 20 февраля 2018
 
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

О СОЮЗЕ ИЗДАТЕЛЕЙ (ГИПП) | Детская пресса | Конвергентная редакция в регионе | ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ | Московский фестиваль прессы
ГИПП рекомендует
Формат «согласия» разработали участники XI Ежегодного отраслевого форума «Publishing Expo/Издательский бизнес. Перезагрузка» (27.01.2016)
Y
Обзоры событий в медиа-среде
Вид для печати
Обсудить в форуме
09.10.2017
Кризис московских киосков
Источник: Мир новостей
«Мир Новостей» много раз писал том, как владельцы газетных и других киосков отчаянно пытались сохранить свой бизнес после реформы нестационарной уличной торговли в столице.

Сегодня мы прошли по старым адресам и увидели, что ситуация только ухудшилась: пустынные площади, освободившиеся от киосков и павильонов, замощены плиткой, а многие киоски задвинуты в места, где практически нет покупателей. Настоящие киоски печали.

На Большой Сухаревской площади мы были в декабре 2015 года - с экспертами Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) мы отправились тогда в совместный рейд, призванный выяснить, как проходит установка газетных киосков.

Владельцы павильонов грустно рассказывали нам о том, что их незатейливые сооружения, простоявшие в городе много лет, чиновники приказали снести, а хозяевам предписали арендовать типовые уже у самой мэрии.

Большая часть бизнесменов была вынуждена закрыть свое дело и уйти с рынка. Оставшиеся отправились брать кредиты на приобретение новых павильонов. Уже тогда было понятно, что они не удались.

Продавцы мучились с отоплением: в верхней части помещения было невыносимо жарко, а у пола - очень холодно. Электрические кабели, тянущиеся к киоскам, свисали так низко, что до них легко можно дотянуться рукой, и кто-то из киоскеров подсчитал убытки на случай, если хулиганы испортят оборудование.

К тому же в новых павильонах выдвижные витрины оказались неподъемными, и никто не понимал, как пожилые продавщицы будут каждое утро при раскладке свежей прессы выдвигать и задвигать обратно эту тяжесть.

Но это были мелочи. Главной проблемой оказалось то, что точки, которые мэрия определила для киосков, расположились в самых неподходящих местах. И сейчас это особенно заметно.

НЕДОХОДНОЕ МЕСТО

Казалось бы, Сухаревскую площадь никто не посмеет назвать непроходным местом. По одну сторону улицы Сретенка - толпа людей, ныряющая в подземку. Кто-то заскакивает в Макдоналдс, кто-то - в соседний книжный магазин.

Рядом гремит Садовое кольцо, чуть поодаль - Институт Склифосовского. Словом, на этой стороне Сретенки жизнь по-настоящему кипит.

Но напротив, через дорогу, на Большой Сухаревской площади, людей совсем нет. Зато здесь стоят целых три киоска, а работает только один - газетный. Два соседних закрыты железными ставнями. Мы припоминаем, что в одном из них два года назад собирались продавать мороженое. Но сегодня нет ни мороженого, ни желающих его приобрести.

Продавщица журналов объяснила, почему место в самом центре города оказалось невыгодным: «Для того чтобы к нам подойти, людям, выходящим из метро, надо перейти дорогу, а там движение какое сумасшедшее, посмотрите сами. Выход из перехода в нашу сторону закрыт, светофор чуть в стороне, к нему надо идти, ждать зеленый свет. А в киосках как люди покупают: быстро, на ходу, пробегая мимо. Специально редко кто будет крюк делать. Поэтому люди на наш пятачок и не заглядывают».

Проспект Мира в 2015 году тоже стал предметом пристального изучения экспертов рынка печатной прессы. Новоиспеченные хозяева только что установленных киосков показывали журналистам протекающие крыши и рассказывали, что киоскеры будут рисковать жизнью, работая почти под оголенными проводами. Правда, павильоны в этом прибыльном месте тогда еще не подключили к электросетям, поэтому ни один работник торговли не пострадал.

Теперь здесь полный порядок. Сразу при выходе из метро в сторону спорткомплекса «Олимпийский» мы видим газетный киоск. Поблизости должны стоять еще два - те самые, с протекающими крышами.

Двести метров пешком - и вот они! Работают. Один - с газетами, другой - с мороженым. Напротив, по другую сторону проспекта Мира, красуется «чугунка» - городской павильончик, выполненный в старинном стиле. Там тоже продают книги и печать. В двух шагах отсюда вольготно расположился передвижной стенд с бумажными СМИ.

От печатной прессы начинает рябить в глазах. И совершенно непонятно, зачем на пятачке в 300 метров установили столько торговых точек с одним и тем же ассортиментом?

КОГДА ВЛАСТЬ НЕ ПОМОЩНИК

Реформа наземной торговли, начавшаяся еще в 2010 году, больше всего запомнилась москвичам «ночью длинных ковшей», когда в один момент были уничтожены десятки стационарных построек. Но одновременно шла куда более тихая и незаметная битва владельцев киосков за свой маленький бизнес. Никто не мог понять зачем прессуют киоски прессы.

Казалось бы, чиновники позаботились о людях и предложили самые выгодные условия. Они сами заказали и закупили киоски по 1,5 миллиона рублей каждый, а бизнесменам предложили взять их в аренду. Старые павильоны, куда более дешевые - по 500-700 тысяч, люди должны были снести.

Деваться некуда - владельцы киосков согласились. Многие надеялись сохранить бизнес, которым они занимались десятилетиями. Думали, пройдут тяжелые времена реформ и все наладится. Вот только работать стало еще сложнее.

Аренда теперь начислялась из расчета новой стоимости павильонов - чиновники и не скрывали, что хотят возместить потраченные средства. Надо было платить за землю - в престижных районах цена зашкаливала. Мэрия объявила конкурсы на право торговать в лучших местах - еще расходы.

В итоге финансовая нагрузка на каждый киоск намного возросла. А поднимать цены на продукцию не рискует никто - товар, и без того не самый ходовой, москвичи просто откажутся покупать. Неудивительно, что за последние два года мэрия сдала в аренду всего 4,1 тысячи торговых мест из 9 тысяч существующих. Больше 2 тысяч из них получили 10 компаний, которые, по сути, и стали монополистами на этом рынке.

В результате на улицах города практически пропали ларьки с продуктами, общепитом и театральными билетами. Множество мелочей, которые раньше жители Москвы покупали на бегу, теперь оказались недоступны.

Было время, когда представители отрасли просили разрешить продажу сигарет, газировки и сладостей, чтобы хоть как-то повысить прибыль, но мэрия их не поддержала.

ЗАМКНУТЫЙ КРУГ

Вслед за распространителями страдают издатели. Киоскеры просто не могут вовремя возвращать деньги за реализованный товар - им надо срочно покрывать свои расходы. Издательства, не получив законные средства, влезают в долги перед типографиями. Те не в состоянии закупать бумагу у полиграфических комбинатов, которые работают исключительно по предоплате. Специалисты считают, что рынок периодической печати движется к коллапсу.

В 2016 году правительство России выпустило постановление, где указывалась формула, по которой необходимо вести расчет числа киосков и маленьких магазинов для каждого населенного пункта страны. Специалисты АРПП подсчитали, что по этому документу одних только киосков с газетами в Москве должно быть более 17 тысяч.

«У нас до сих пор сокращались торговые точки со скоростью 10 киосков печати в день. А тут вдруг правительство обязало местные власти обеспечить людей множеством киосков. Новые нормативы говорят о том, что павильонов «Пресса» должно стать в 10 раз больше», - говорил о нововведении председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции Александр Оськин.

Тогда он назвал свое настроение «сдержанным оптимизмом». И не напрасно: жизнь показала, что столичные власти меньше всего прислушиваются к указаниям федерального правительства.

В ЛИПЕЦКЕ ГАЗЕТЫ ПРИНОСЯТ ДОХОД

Увы, столичную инициативу подхватили регионы. «Мир Новостей» уже писал, как без киосков чуть было не осталась Тверь: тогдашние власти повадились там сносить постройки, торгующие не только прессой, но и продуктами. Похоже, такая же судьба ждет и Подмосковье. Лишь немногие регионы могут похвастаться поддержкой чиновников.

В Липецке с торговыми точками с периодикой полный порядок. Местная «Союзпечать» открыла даже большие павильоны, где, купив газету или книгу, можно уютно посидеть за столиком с чашкой кофе и даже «погулять» по предоставленному киоскерами интернету. От посетителей нет отбоя. Про липецкий опыт рассказывают на профильных конференциях и пишут в отраслевых СМИ. Вот только перенимать его чиновники не спешат - похоже, у них совсем другая задача.

Наталья Пуртова


РАНЕЕ В ЭТОМ РАЗДЕЛЕ:

































Новости зарубежных партнеров
Google, Facebook Executives to Discuss their Media Relations in Cartagena
Four Latin American speakers and one event you cannot miss!
London to Host Digital Media Awards and Conference
Indian news publishers gear up for big growth cycle
The pivot to ‘clubscription’, magazine publishing's sins, AI, DIS Early Bird ends tomorrow
FIPP World: Hearst and Condé Nast's data teams; digital tools for newsroom transformation; and more
INMA: Latest news events in the world media 11 October - 10 December
INMA: Latest news events in the world media 21 August - 11 September
EMMA: Latest News 29.09 - 29.10.2017
EMMA: Latest News 10.08 - 11.09.2017

Карта сайта

Яндекс.Метрика