Гильдия издателей 23 ноября 2017
 
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

О СОЮЗЕ ИЗДАТЕЛЕЙ (ГИПП) | Детская пресса | Конвергентная редакция в регионе | ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ | Московский фестиваль прессы
ГИПП рекомендует
Преимущества расклейки рекламного материала в подъездах (14.11.2017)
Y
Обзоры событий в медиа-среде
Вид для печати
Обсудить в форуме
07.09.2017
Персональные данные в работе издателя: коротко о главном
Источник: АНРИ-Медиа
Что нужно знать о персональных данных (ПД) издателю? Старший юрист Центра защиты прав СМИ Светлана Кузеванова подготовила трехчастный онлайн-курс по этой теме, который проходит в форме вебинаров. На первом вебинаре юрист обозначила общие контуры российского законодательство о персональных данных и разъяснила основные юридические понятия.

Что нужно знать о персональных данных (ПД) издателю? Мы подготовили краткий дайджест первого, вводного вебинара из серии, которую, в свою очередь, подготовила старший юрист Центра защиты прав СМИ Светлана Кузеванова.

На первом вебинаре юрист обозначила общие контуры российского законодательство о персональных данных и разъяснила основные юридические понятия. На втором вебинаре речь пойдет об организации работы по обработке персональных данных. На третьем - проверках, штрафах, ответственности.

Зарегистрироваться на второй и третий вебинар: http://anri-media.ru/registration/

Что такое персональные данные?

Персональные данные - это любая информация, относящаяся прямо или косвенно к физическому лицу, с помощью которой он может быть идентифицирован. Перечня того, какие именно данные считаются персональными, не существует. Поэтому к ПД можно отнести любые данные, связанные с конкретным человеком: ФИО, паспортные данные, место работы и должность, сведения об образовании, имуществе и здоровье, семейное и социальное положение, а также изображение человека вкупе с другими данными. Контроль за защитой персональных данных граждан поручен Роскомнадзору.

При чем тут издатели?

Редакции работают с персональными данными в двух направлениях: 1) являются операторами данных и занимаются их обработкой (например, данные сотрудников и подписчиков); 2) распространяют ПД как СМИ (например, данные героев журналистских публикаций).

Что изменилось в законе о ПД?

Закон о персональных данных действует с 2006 года, 1 июля 2017 года вступили в силу изменения в законодательстве о ПД. Правки коснулись КоАП: была изменена статья 13.11 КоАП РФ, предусматривающая ответственность за нарушения законодательства о персональных данных. В новой редакции статьи дифференцированы нарушения, которых выделено семь различных видов. Например, к отдельному нарушению отнесена обработка персональных данных работника без его письменного согласия. В обновленной статье выросли размеры штрафов – до 75,000 рублей. Роскомнадзор получил полномочие составлять протоколы об административных правонарушениях без согласования с прокуратурой. Причем в каждом конкретном случае надзорное ведомство самостоятельно решают, являются ли распространяемые сведения персональными данными.

Согласно регламенту, в целях защиты персональных данных Роскомнадзор проверяет: документы, информация в которых предполагает или допускает включение в них ПД (сюда относятся и публикации СМИ), информационные системы ПД, деятельность по обработке ПД (пакет документов, который должна иметь каждая редакция).

Что такое «обработка»?

Абсолютно любые действия, которые совершаются с персональными данными, называются их обработкой (сбор, хранение, распространение). Закон закрепляет принципы, согласно которым должна осуществляться обработка персональных данных: справедливое и законное основание, соответствие цели (собираемые данные о человеке не должны быть обширнее, чем предполагает цель их сбора; хранение данных должно осуществляться не дольше, чем требует цель их обработки).

Помимо этого, закон определяет условия обработки личных сведений. Основное – то, что обработка данных возможна только с согласия субъекта ПД. В отдельных случаях российское законодательство позволяет публиковать персональные данные без письменного согласия человека. Более свободное использование ПД предусмотрено при распространении общественно-значимой информации, при осуществлении законной деятельности журналиста, обработке общедоступных ПД, деклараций чиновников и др. Однако и указанные условия не отменяют защиту прав и свобод человека, чьи данные используются. Пока совсем неясен вопрос об использовании персональных данных, которые публикуют пользователи соцсетей, ввиду отсутствия практики.

Данные бывают разные

Выделяют отдельные категории персональных данных – специальные и биометрические. Для них предусмотрен особый, более строгий, порядок обработки. Специальные ПД касаются расы, национальности человека, политических взглядов, религиозных и философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, судимости. Обработка этих данных допускается только при наличии письменного согласия либо на основании их общедоступности, а также в соответствии с трудовым, пенсионным или страховым законодательством.

Биометрические персональные данные – это сведения, характеризующие физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность. Роскомнадзор к таким данным относит отпечатки пальцев, радужную оболочку глаз, анализы ДНК, рост, вес, а также фото и видео человека. Юристы отмечают, что положение об отнесении фото- и видеоизображения человека к биометрическим данным противоречит статье 152.1 ГК РФ, в которой закреплен порядок публикации фотографий без согласия изображенного лица.

Скажи мне «да»

Согласие на обработку персональных данных может быть дано в любой форме, позволяющей подтвердить факт его получения. Если закон требует письменное подтверждение, то обработку ПД можно осуществлять лишь с согласия в письменной форме. Письменное «да» необходимо при обработке специальных и биометрических ПД, если ПД собираются в общедоступные источники (словари, справочники), в случае передачи ПД за границу.

Письменное согласие должно включать в себя:

1. ФИО, адрес субъекта или его представителя, данные паспорта;

2. Наименование или ФИО и адрес оператора, получающего согласие субъекта ПД;

3. Цель обработки ПД;

4. Перечень ПД, на обработку которых соглашается человек;

5. Наименование или ФИО, адрес третьего лица, которому передают ПД;

6. Перечень действий с ПД, на совершение которых дается согласие;

7. Срок, в течение которого действует согласие, а также способ его отзыва;

8. Подпись субъекта ПД.

Согласие, полученное через Интернет и заверенное электронной цифровой подписью, приравнивается к письменному.

О более сложных случаях, существующих в судебной практике и практике Роскомнадзора как в отношении операторов данных, так и в отношении тех, кто их распространяет при осуществлении профессиональной деятельности, о других практических моментах работы с персональными данными медиаюрист Светлана Кузеванова расскажет на вебинарах 13 и 20 сентября.

Зарегистрироваться можно здесь.

Варыга Юлия Владимировна


РАНЕЕ В ЭТОМ РАЗДЕЛЕ:

































Новости зарубежных партнеров
Google, Facebook Executives to Discuss their Media Relations in Cartagena
Four Latin American speakers and one event you cannot miss!
London to Host Digital Media Awards and Conference
Indian news publishers gear up for big growth cycle
FIPP World: Amy Webb; Google-Facebook duopoly; Bloomberg Media; DIS pre-agenda rate ends in 10 days
FIPP World: The state of brand licensing; Egmont; The Economist; South China Morning post at DIS 2018
INMA: Latest news events in the world media 21 August - 11 September
INMA: Latest news events in the world media July 22-31
EMMA: Latest News 10.08 - 11.09.2017
EMMA: Latest News 4.07 - 18.07.2017

Карта сайта

Яндекс.Метрика