Гильдия издателей 21 ноября 2017
 
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

О СОЮЗЕ ИЗДАТЕЛЕЙ (ГИПП) | Детская пресса | Конвергентная редакция в регионе | ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ | Московский фестиваль прессы
ГИПП рекомендует
Преимущества расклейки рекламного материала в подъездах (14.11.2017)
Y
Обзоры событий в медиа-среде
Вид для печати
Обсудить в форуме
18.05.2017
Чего ждут друг от друга российские читатели и издатели?
Источник: Lenta.ru
В апреле премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение правительства о мерах поддержки предприятий книжной торговли и распространения печатных СМИ. Документ, в частности, предусматривает реализацию региональных программ развития и популяризации чтения в печатном и электронном виде. Отрасль действительно нуждается в помощи: за последние два года цены на бумагу выросли на 36,5 процента, а на полиграфию только в 2016 году — на 20-25 процентов. Соответственно подорожала вся печатная продукция.

Проза жизни

Исследование «Медиапотребление в России. Ключевые тенденции», проведенное компанией «Делойт», подтверждает, что сегодня ситуация на книжном рынке не самая простая. Аналитики констатируют: «Исходя из субъективного ощущения медиапотребления, респонденты указали на снижение активности чтения печатных книг и печатных СМИ». Так, за прошлый год индекс медиаактивности по этим двум источникам снизился на семь процентных пунктов.

Данные Российской книжной палаты, подтверждают, что россияне стали реже посещать книжные магазины. В 2015 году в расчете на душу населения выпускалось по 3,14 книги, в то время как в 2010 году этот показатель равнялся 4,6 книги в год, а в 2008 году — 5,3 книги в год».

От буквы — к цифре

Первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал напомнил, что несколько лет назад многие эксперты пророчили полный отказ от бумаги и переход большинства читателей на формат электронной книги. Впрочем, прогноз пока не сбылся.

«В мировой индустрии наблюдается сейчас небольшой откат, и доля любителей читать с листа опять растет», — отметил Сигал.
В то же время он признает, что в России в связи с резким падением доходов люди предпочитают читать ранее приобретенные книги, в том числе электронные.

«Российский книжный рынок в таких условиях продолжит консолидироваться, поскольку ресурсы, чтобы выжить, на нем имеют только крупные игроки», — уверен Сигал.

С такими оценками согласна и заместитель директора аналитического департамента «Альпари» Наталья Мильчакова. Она подтверждает, что налицо тенденция к укрупнению как издательств, так и книжных магазинов. «Вероятно, здесь повторяется тенденция продуктового рынка, когда торговые площади отдельных магазинов выкупались торговыми сетями», — предположила она.

Веселый Роджер

Рынку электронных книг присущи специфические проблемы. Сейчас он в большей мере контролируется «пиратами», поскольку в России нет популярной инфраструктуры для распространения электронных книг, как например Amazon store в США, говорит Сигал. По его мнению, если какому-либо it-гиганту удастся переломить ситуацию, то, не исключено, что мы пойдем по стопам американского рынка. Впрочем, сейчас вероятность этого крайне низка, полагает эксперт.

«Сегодня объем рынка электронных книг в России насчитывает около 1,7 миллиарда рублей, что составляет примерно 2,5 процента совокупного объема книжного рынка. В странах ЕС доля электронных книг на рынке достигает пяти-семи процентов в денежном выражении», — напомнила Мильчакова.

Согласно прогнозам, к 2020 году объем рынка электронных книг в России может увеличиться до 15-20 миллиардов рублей — в 9-11 раз к 2016 году, говорит она. Проблема в том, что читать электронные книги предпочитает уже четверть россиян, а платить за них готовы не более 10 процентов.

Положение дел изменится, если государство примет меры, стимулирующие выпуск легальных электронных книг. Тогда, считает Мильчакова, высоки шансы, что «пираты» уйдут в историю.

Продажи электронных книг растут быстрыми темпами. Всего за пять лет они увеличились в 10 раз и составили в 2016 году три миллиарда рублей. «В будущем этот показатель сильно повысится, поскольку в развитых странах доля электронных книг в общем обороте достигает 30 процентов, и Россия пока сильно отстает в этом плане», — отметил управляющий партнер Kirikov Group Даниил Кириков.

Кризис в головах

«Никакого кризиса на книжном рынке России нет. Ни одно из отечественных издательств, входящих в топ-30, не декларирует падения продаж. Все из года в год говорят о росте», — заявил «Ленте.ру» гендиректор Издательской группы «Азбука-Аттикус» Леонид Шкурович.

По его словам, за последние несколько лет произошла санация рынка, свернули деятельность неэффективные игроки. Снижение количества участников, конечно, факт печальный, но он ознаменовал переход в новое качество, уверен Шкурович: бизнес качественно вырос, появились новые технологии, повысилась эффективность управления капиталом.

Да, средние тиражи уменьшились, однако они стали быстрее расходиться. Изменилась дистрибуция — заметно выросла доля интернет-продаж, которые теперь занимают около 25 процента рынка, отметил Шкурович.

Лучше стали и сами книжные магазины, считает он. Крупнейшая сеть «Читай-город — Буквоед» сегодня по числу магазинов уже занимает третье место в Европе. Эта компания активно развивается, причем не только в столичных городах, но и в регионах. «На рынке появился компетентный игрок, соответствующий мировым стандартам», — резюмировал Шкурович.

В том, что у российского книжного рынка есть будущее, собеседника «Ленты.ру» убеждает активность молодежной аудитории. «Самыми "тиражными позициями" — книгами Рея Брэдбери, Джорджа Оруэлла, Владимира Набокова и других классиков — сегодня интересуется не только читатель категории 45+, но и молодые люди, которые хотят осознанным чтением компенсировать издержки школьного образования», — говорит он.

Спрос на электронные книги, как показывает опыт США и Великобритании, имеет свой потолок, отметил Шкурович. Эти страны долгое время демонстрировали бурный рост в этом сегменте рынка, но статистика последнего времени свидетельствует, что объемы продаж электронных книг снижаются, а бумажных книг — растут. Аналогичным образом ситуация будет развиваться и на российском рынке, полагает он.

«Ближайшие лет тридцать, пока не появятся какие-то принципиально новые технологические разработки, например, устройство для чтения научатся вживлять в мозг, радикальных перемен здесь не произойдет», — убежден Шкурович.

Игорь Наумов


РАНЕЕ В ЭТОМ РАЗДЕЛЕ:

































Новости зарубежных партнеров
Google, Facebook Executives to Discuss their Media Relations in Cartagena
Four Latin American speakers and one event you cannot miss!
London to Host Digital Media Awards and Conference
Indian news publishers gear up for big growth cycle
FIPP World: The state of brand licensing; Egmont; The Economist; South China Morning post at DIS 2018
FIPP World: Meredith; Vogue International; New FIPP Board members; Media tech trends; and more
INMA: Latest news events in the world media 21 August - 11 September
INMA: Latest news events in the world media July 22-31
EMMA: Latest News 10.08 - 11.09.2017
EMMA: Latest News 4.07 - 18.07.2017

Карта сайта

Яндекс.Метрика