Гильдия издателей 15 декабря 2017
 
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

О СОЮЗЕ ИЗДАТЕЛЕЙ (ГИПП) | Детская пресса | Конвергентная редакция в регионе | ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ | Московский фестиваль прессы
ГИПП рекомендует
Преимущества расклейки рекламного материала в подъездах (14.11.2017)
Y
Обзоры событий в медиа-среде
Вид для печати
Обсудить в форуме
19.04.2017
Виктор Юкечев: «Ни один источник информации не может считаться надежным на все случаи жизни»
Источник: Silamedia
Правила поведения за рабочим столом для редакционного работника. Виктор Юкечев, специалист по журналистской этике, отвечает на вопросы о верификации информации, цитировании и конфиденциальности.

Верификация информации

— Где проходит граница между журналистикой и другими сферами массовой коммуникации?

— Журналистика — это сфера гражданского служения, чем не является ни одна другая коммуникативная профессиональная занятость (PR, реклама — это информационное обслуживание клиентов: индивидуальных, групповых, корпоративных, etc). Поэтому граница — это «общественный интерес», который является главным смыслом журналистской профессии.

— Кто и как отвечает за верификацию информации?

— За верификацию информации отвечает автор информационного сообщения (если это его собственное сообщение) и редакция (если она является републикатором). Здесь нужно различать ответственность перед Законом «О средствах массовой информации» и перед потребителями информации (читателями, слушателями, зрителями). Статья 57 профильного закона освобождает редакцию и журналиста от ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций, в том случае, если эти сведения: а) присутствуют в обязательных сообщениях, б) получены от информационных агентств, в) содержатся в ответе на запрос информации или в материалах пресс-служб. Ответственность перед потребителями информации обязывает редакции и журналистов перепроверять информацию, полученную из этих источников, так же, как и из других (вы всегда должны предполагать, что представленная информация, как минимум, неполна — с точки зрения общественного интереса). Это должно входить в профессиональный этический стандарт.

Посыл такой: ни один источник информации не может считаться надежным на все случаи жизни, и сведения становятся фактом только после сопоставления информации, полученной из минимум двух, не зависящих друг от друга источников. А последствия за публикацию непроверенных данных — это, прежде всего, потеря репутации.

***

Добросовестное цитирование

— Как правильно брать информацию из материалов коллег? что является плагиатом, а что нет?

— Добросовестное цитирование — это не просто ссылка на публикации коллег (или воспроизведение текста в кавычках) — что совершенно обязательно, но и уважительная навигация для читателя: когда, где, по какому поводу и кем это было опубликовано. Плагиатом является перепечатка всего материала без согласования с автором и соответствующей ссылки; аналитических авторских выводов и прогнозов; воспроизведение чужого оригинального заголовка, и всегда — использование чужих фотографий без разрешения автора. Сегодня я бы еще отнес к плагиату публикацию без ссылки на автора (или издание) эксклюзивных сведений, отсутствующих в открытых базах данных.

— Этично ли ссылаться на конкурентов?

— Этично ссылаться на всех, кто знает больше нас самих и приводит соответствующие доказательства. Но если вы еще и сами перепроверили эти сведения и, при необходимости, дополнили или уточнили их, ваша репутация только выиграет от этого. Это и будет победой в конкуренции на медиарынке.

***

Конфиденциальная информация

— Как защищать источники?

— Соблюдение конфиденциальности источника — это требования и правовые, и этические. Источник имеет право попросить не публиковать эти сведения от его имени, и журналист обязан выполнить эту просьбу. В данном случае — это тоже вопрос репутации, а также риск потери источника.

— Как защищен журналист и как защищен источник, сообщивший информацию на условиях конфиденциальности?

— Источник, сообщавший вам о чем-то на условиях конфиденциальности, защищен только вашим обещанием и вашей репутацией. Но всегда остается проблема: как лучше ввести в публичный оборот эти сведения, если они представляют общественный интерес?

— Как правильно оформлять в материале информацию, полученную конфиденциально?

— Маркирование типа «чиновник Х из «департамента N сообщил» позволяет соблюсти конфиденциальность источника, но при этом далеко не всегда помогает читателю получить адекватное представление о событии, тенденции, планах и т.д. В таком случае для легализации общественно значимой информации нужно искать другие, дополнительные источники, в том числе, документы и комментарии экспертов.

***

Вмешательство в частную жизнь

— Что является таковым, а что нет? Как принципы освещения частной жизни отличают качественную журналистику от таблоидной?

— Каждый человек имеет право на частную жизнь — и обыватель, и чиновник, и депутат, и шоумен. Разница в том, что их право на невмешательство в их частную жизнь защищено по-разному. Индикаторы здесь — публичность персоны, их влияние на жизнь социума (своими действиями или бездействием) и тот самый общественный интерес, который всегда нужно отличать от общественного любопытства. Исходить нужно из того, что человек сам избрал (или не избрал) для себя публичный образ жизни.

— Где проходит граница частной жизни публичных персон, государственных служащих, жертв и свидетелей чрезвычайных происшествий?

— Жертвы чрезвычайных происшествий — это один из самых деликатных вопросов в нашей профессии: часто они или физически не могут дать согласие (выразить несогласие) со своим присутствием в публичном пространстве, или, находясь в состоянии шока, не думают о последствиях таких публикаций. Тут всегда нужно ориентироваться на основное правило: не вторгаться без достаточных оснований в частную жизнь. Свидетели — это те же источники информации, имеют такое же право на конфиденциальность. И сведения, полученные от них, нужно проверять так же, как и в случаях с другими источниками.

— Как поступать, если герой материала недоволен тем, как он был представлен?

— «Герой» любой публикации имеет право на ответ или возражение. Редакция сама должна принимать решение — комментировать эти ответы (возражения) или нет. Индикатором здесь не может быть «недовольство героя материалом». Редакция должна быть всегда благодарна (всем!) и за уточнения, и за выявление ошибок. Исходить тут нужно из единственного соображения: помогает ли эта информация читателю составить более полное и адекватное собственное представление о событии. Качественная пресса предназначает себя для того, чтобы люди получали собственное представление о действительности, и камертоном для нее является общественный интерес.

— Этично ли использовать лица публичных персон для тестов, викторин?

— Так называемая «бульварная» пресса предназначает себя для развлечения и отвлечения от действительности. В этом главное их различие. Ничьи лица без согласия самого человека нельзя использовать ни в каких материалах, не имеющих к ним прямого отношения — в тестах и викторинах, в том числе. Здесь несколько исключений: если человек позировал фотографу (за плату, и именно в этих целях), если он дал любым способом зафиксированное разрешение на тиражирование в СМИ (и в социальных сетях) своего изображения в указанных целях. В отношении публичных персон должен рассматриваться фактор уместности — и, опять же, с точки зрения общественного интереса, исключающего общественное любопытство.

***

Использование данных из социальных сетей для создания материалов

— Как правильно брать фотографии, цитаты, комментарии, опубликованные в соцсетях?

— На самом деле, правила общие: если речь идет о новостной информации, ее необходимо проверять так же, как и из других источников. О цитатах: есть цитаты о фактах, и цитаты из мнений (комментариев). Факты — проверяются и публикуются с возможной ссылкой на первоисточник (если эти сведения подтвердились). Если мнения и комментарии анонимны (или с нераспознаваемым псевдонимом/ником), нужно смотреть на их уместность — какие сведения с их помощью вы доставляете читателю? Но в любом случае нужно давать ссылку на платформу и аккаунт, откуда вы это почерпнули, а также представить контекст, в котором было размещено это мнение. Если мнения и комментарии имеют четко распознаваемых авторов, нужно обязательно запрашивать их согласие — и здесь не имеет значения, откуда вы их взяли: из зарегистрированного СМИ или из блога. Автор мнения (комментария) должен понимать, кто будет адресатом его послания — круг друзей (подписчиков) или неведомая ему аудитория. В таком случае за ним остается право редактирования своего поста.

Анастасия Блинова


РАНЕЕ В ЭТОМ РАЗДЕЛЕ:

































Карта сайта

Яндекс.Метрика