Гильдия издателей 29 апреля 2017
 
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

О СОЮЗЕ ИЗДАТЕЛЕЙ (ГИПП) | Детская пресса | Конвергентная редакция в регионе | ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ | Наши эксперты и спикеры
ГИПП рекомендует
Граффити на стенах (08.04.2017)
Y
Обзоры событий в медиа-среде
Вид для печати
Обсудить в форуме
16.02.2017
Как СМИ влияют на развитие стран и почему власти не любят журналистов
Источник: ЛIГАБiзнесIнформ
Медиаэксперт и главный редактор аналитической платформы VoxUkraine Борис Давиденко — о том, как медиа влияют на развитие стран и почему власти не любят и побаиваются журналистов.

Тернистый путь к свободе слова

Крупнейшая шведская газета Афтонбладет в середине XIX века 26 раз меняла название. Зачем? Газета публиковала что-то, что не нравилось королю, а он, в свою очередь, издавал указ "запрещаю печатать газету Афтонбладет". Через пару дней газета выходила снова, но уже под другим названием. Печатала что-то не то, а король опять ее запрещал. И они снова меняли название. И так еще 24 раза. Первым сдался король — перестал запрещать.

Славная Англия была в те времена куда более прогрессивной страной. Английский король отменил цензуру в газетах еще в 1688 году. Что, впрочем, не помешало второму главному редактору знаменитой The Times Джону Уолтеру в начале XIX века просидеть в тюрьме 16 месяцев. Газета написала что-то "порочащее честь и достоинство" какого-то лорда.

А вот тираны и диктаторы куда более прямолинейны в своих взаимоотношениях со свободными СМИ. Например, итальянские фашисты одними из первых приняли закон, который позволял приостанавливать выпуск газет, публиковавших "подрывные" и "дестабилизирующие" материалы. То есть почти любых газет.

В нацистской Германии был принят закон "О редакторах". Он гласил, что руководителем немецких СМИ мог стать только "ариец", причем обязательно член НСДАП или сочувствующий ей. Именно журналисты были первыми заключенными концлагеря в Дахау. При Гитлере в лагеря смерти было посажено до тысячи журналистов. Более 300 из них не вернулись на волю.

Список примеров можно продолжать долго. Надеюсь, приведенных выше достаточно, и я вас убедил, что короли, диктаторы, да и вообще власть не очень любят независимые СМИ и стремятся ограничить их свободу. Вы можете справедливо заметить: мол, это довольно очевидно — любая власть не любит и побаивается журналистов. Они могут раскопать информацию о ее злоупотреблениях, раздуть скандал или просто написать что-то неприятное для политика.

Свобода слова = Развитая и стабильная страна

Но в жизни все не так просто и банально. Свободные СМИ, выполняя свою естественную миссию — защищая слабейшего, борясь за справедливость и предоставляя объективную информацию читателям, зрителям, слушателям, — делают куда больше, чем просто обличают и раздражают власть. История доказала, что независимые медиа — не только неотъемлемая часть демократии, но и обязательное условие для стабильного и долгосрочного развития страны.

Один из наиболее авторитетных и цитируемых в наше время экономистов — Дарен Асимоглоу называет свободные СМИ одним из трех компонентов построения так называемого общества открытого доступа (наряду с независимым высшим судом и реальным разделением ветвей власти). То есть без независимых СМИ невозможно построить экономически успешное демократическое государство. Оказалось, что СМИ, даже если они сами этого не знают и не хотят делать, тяготеют к защите демократических институтов и являются самыми рьяными борцами за "открытость".

В общем, если власть действительно хочет вытащить свою страну в высшую лигу развитых и богатых, то она должна всеми силами поддерживать независимые СМИ, а не бороться с ними.

Контроль властей над СМИ = Контроль над умами граждан

Но в силе и важности СМИ кроется их слабость. Если Муссолини говорил: "Слова хорошо, но винтовки намного лучше", то уже 60 лет спустя глава разведки спецслужбы режима перуанского диктатора Фухимори Владимиро Монтесиноса высказывался: "Зависимость от информации подобна наркомании... Если мы не контролируем телевидение, мы вообще ничего не контролируем". Оказалось, что в ХXI веке диктаторам и авторитарным режимам для узурпации почти неограниченной власти больше не надо содержать огромное и кровожадное НКВД, Штази или ДИНА (служба разведки Пиночета). Достаточно получить контроль над СМИ, а через них — контроль над информацией и сердцами/умами граждан.

Новый "медийный авторитаризм" стал предметом изучения ученых. Например, экономисты Сергей Гуриев и Дэниэл Трейзан в своей недавней работе How Modern Dictators Survive: Cooptation, Censorship, Propaganda and Repression пишут, что рецепт нового диктатора — подкуп, цензура и пропаганда. А цель режима — не запугать население, а убедить большинство в своей компетентности. Дальше я хочу процитировать отрывок из статьи Гуриева и Трейзана:

"Отличительная черта новых диктатур — работа с информацией. Хотя время от времени они применяют насилие, власть удерживается не столько террором, сколько манипулированием убеждениями... Новые автократии часто даже притворяются демократиями, проводят выборы (на них почти всегда побеждают нужные люди); подкупают и цензурируют частные СМИ, а не уничтожают их; полноценную политическую идеологию им заменяет аморфная ненависть к Западу. Их лидеры часто пользуются невероятной популярностью — как минимум благодаря ликвидации всех соперников. Госпропаганда в таких странах работает не как "инженер человеческих душ", а как средство повысить рейтинг диктатора. Политических оппонентов преследуют и порочат с помощью сфабрикованных обвинений. Их подталкивают к эмиграции, но убивают редко".

Смысл предыдущей части моего выступления можно свести к фразе "независимые СМИ критически важны для демократии и стабильного экономического успеха страны. А в случае узурпации контроля над СМИ страна очень рискует скатиться к авторитаризму".

Facebook-революция = Разрушение института экспертизы

Может быть, не стоит уделять столько внимания традиционным медиа? Может быть, уже через пару лет их "съедят" социальные сети? Останется одна большая фейсбук-газета, которая будет платить десяткам миллионов журналистов-блогеров. Сегодня такой вариант выглядит очень реалистичным. Но, если честно, я не думаю, что так произойдет.

Конечно, социальные сети совершили революцию в потреблении информации: они лишили традиционные СМИ монополии на ее доставку и трактовку. Раньше журналист собирал информацию, ее проверял редактор, и только потом потреблял читатель, теперь любой человек может стать СМИ с многомиллионной аудиторией.

Но куда более значимо, что соцсети разрушили институт экспертизы. В большей или меньшей степени СМИ стараются искать компетентные источники информации. Они предоставляют эфирное время или полосы газет для тех, кто теоретически может что-то знать о вопросе. В соцсетях все проще — здесь все эксперты: чем радикальнее и однозначнее вывод, тем больше последователей.

Соцсети рассказали нам много нового о нас. Оказалось, что мы в разы охотнее оставляем критические отзывы. И большинству людей очень тяжело написать "хорошо", если предыдущие десять комментаторов написали "плохо". Этим быстро научились пользоваться недемократические режимы. Выяснилось, что несколько сотен специально обученных комментаторов могут манипулировать мнением миллионов. А без опоры на проверенную экспертизу мир очень быстро скатился в реальность post truth, когда читатель/зритель не воспринимает рациональные аргументы, если они не вписываются в его "картину мира".

В такой ситуации демократия начинает сбоить: избиратели не могут сделать оптимальный выбор и власть получают "непроходные" кандидаты, партии и идеи. Это новая реальность на многие годы?

Не думаю. С одной стороны, неправильные решения избирателей дорого обойдутся экономике их стран, а значит, и их кошелькам. А это может возродить запрос на "полезную" информацию. С другой, медиа адаптируются и смогут предложить читателям и зрителям что-то новое и действительно полезное.

К сожалению, не имею ни малейшего представления, что именно. Но уверен: скоро увидим — почитаем.

Материал перепубликован в сокращенном варианте
РАНЕЕ В ЭТОМ РАЗДЕЛЕ:

































Новости зарубежных партнеров
Google, Facebook Executives to Discuss their Media Relations in Cartagena
Four Latin American speakers and one event you cannot miss!
London to Host Digital Media Awards and Conference
Indian news publishers gear up for big growth cycle
Internet brands becoming ‘magazines’; Congress exclusive; 2017 Awards; Popular stories
FIPP World: Schibsted, Paris Match, Business Insider France, media collaboration, FIPP World Congress, and more
INMA: Latest news events in the world media Nov 1-14
INMA: Latest news events in the world media Oct 29-10
EMMA: Latest News 06.10 -14.11.2016
EMMA: Latest News 14-27 September, 2016

Карта сайта